Индивидуальные способности: что это и как их определить

 

Индивидуальные способностиНаши способности – это смесь врожденных задатков и приобретенных опыта и навыков. О своих навыках, т.е. о той квалификации, которой мы обладаем, и о том опыте, который мы приобрели, получая его, мы знаем сами. Мы знаем также, какие виды деятельности мы считаем простыми, а какие сложными.

Несмотря на это многие из нас, к сожалению, выбирают в школе не те предметы, которые нам легче всего даются. Слишком часто наш выбор определяется другими соображениями, например тем, насколько сильно мы любим и уважаем различных учителей, насколько они хороши как учителя, какие предметы наши родители и друзья считают наиболее «подходящими» и, конечно, тем, какие возможности имеются в школе. А как только начитается специализация, нам становится все труднее представить себе, что можно заниматься чем-то еще.

В этой статье основное внимание обращается на врожденные способности, то есть на то, как мы подходим к решению проблем и преодолению трудностей и каковы присущие нам способы рассуждения. Некоторые из этих способностей хорошо соотносятся с учебными предметами, другие – нет. Поэтому, хотя мы можем обнаружить у себя способности к учебным предметам, которые нам нравились, мы также можем найти в себе и некоторые «скрытые» таланты, о которых мы еще мало знаем.

Почти все мы способны лучше или хуже сделать много разных вещей. Основное различие проявляется в том, насколько легко мы можем справиться с новыми проблемами в конкретной области. К тому же, обладая значительной долей решительности и упорства, можно замаскировать недостаток способностей.
Однако наша производительность будет выше, если мы будем в полной мере использовать наиболее развитые у нас способности, а не полагаться на те, которые развиты хуже. Их лучше оставить как вспомогательные. Работая, таким образом, мы тратим минимум энергии для достижения максимального результата. С точки зрения профессиональной карьеры это означает, что мы, скорее всего, будем двигаться быстрее и продвинемся дальше, чем, если бы нам пришлось постоянно бороться, чтобы соответствовать профессиональным требованиям.

Способности – это источник возможностей. Может быть, ваш опыт пока не дал вам случая проявить ваши истинные способности. Для выявления тех, талантов, которые не зависят впрямую от образования и знаний применяются специальные тесты по определению разного рода способностей. С помощью такого тестирования вы вполне можете обнаружить некоторые возможности, которые вы еще не использовали и которые могут быть развиты.

Непрофессионалу не всегда легко понять, как тесты по определению способностей выявляют нечто, касающееся деятельности в реальном мире. Что они действительно делают, так это выявляют конкретные способы понимания, объяснения и принятия решений. И хотя сами тесты могут показаться далекими от обычных жизненных ситуаций, в сущности, они выявляют именно потенциал, который необходим в реальном мире. По-видимому, не нужно доказывать, что все человеческие свершения, будь то строительство мостов, полеты в космос или сочинение стихов, — это выражение электрических и химических процессов, происходящих в человеческом мозге!

Поскольку тесты по определению способностей сводят до минимума значение, часто придаваемое образованию и квалификации, выводы, которые получаются в результате, звучат, к примеру, следующим образом: «Этот человек имеет уровень способностей, превышающий средний уровень студентов-естественников последнего курса университета». Имея такую информацию, можно точно предсказать, что человек, о котором идет речь, может получить научную степень, когда есть в наличии и другие факторы, например возможность, получить образование. В случае научной степени очень важен также элемент мотивации. Однако, если наш потенциал оказывается выше для гуманитарных, чем для естественных наук, имеет смысл перестать тратить время на то, что в будущем даст нам посредственные результаты, если развитие более выраженных у нас способностей может привести нас к большему успеху.

Для выяснения того, что человек может делать, тесты исключительно полезны. Достаточно сказать, что уже в течение многих лет тесты дают отличные прогнозы относительно индивидуальных особенностей и типа работы, в которой человек, скорее всего, преуспеет. Это большое достижение по сравнению со старым IQ-тестом, который просто давал число, само по себе почти ничего не значившее. Так, факт, что имея IQ 100 (средний показатель), на самом деле ничего нам не скажет, потому что 100 одного человека будут существенно отличаться от 100 другого. Вы можете получить 100, потому что у вас есть способности к арифметике, тогда как другой человек может получить свои 100, потому что он хорошо разбирается в работе механизмов. Нас характеризует не наше сходство, а наши различия, и именно их мы должны учитывать, если собираемся найти себе место в той сложной мозаике, которую представляет собой мир профессиональной деятельности.

Тестирование способностей даст вам представление о том, что вы можете делать лучше всего и на основании полученных результатов, какие из существующих профессий подходят именно вам.

Структурная модель большинства тестов обеспечит вас базовой информацией обо всех возможностях, которые в вас скрыты. Может оказаться, что вы покажете очень высокие результаты именно в тех сферах, которые необходимы для выбранного вами образования, профессиональной подготовки и работы, с которой вы связываете свою будущую карьеру. Это значит, что вам повезло, и вы будете заниматься тем, к чему у вас есть способности. Ведь основная причина недовольства работой – это ощущение того, что вы не можете на своем рабочем месте в полной мере использовать свои способности. Тесты могут дать вам представление о том, насколько хорошо вы справляетесь с проблемами конкретной области, а также помогут определить уровень развития и потенциал следующих способностей:

Вычисления
Способности, которые оценивают, насколько легко вы оперируете числами. Сравнительно небольшое количество профессий требуют наличия только способности к счету, чаще эта способность необходима в комбинации с другими. Они являются необходимыми в технических профессиях, а также экономических и информационно-технологических.

Лексика
Развитие речевых (вербальных) способностей, т.е. умение оперировать словами. Часто они представлены у тех, кто занимается литературной деятельностью, важную роль они также играют в тех профессиях, где требуется найти нужное слово в нужное время. Эти способности наиболее выражены у писателей, поэтов, продавцов, социальных работников, преподавателей и других представителей гуманитарных профессий.

Эрудиция
Оценивает широту кругозора и общую осведомленность о различных сферах жизни, развитие познавательной активности. Такая способность необходима практически во всех профессиональных областях, которые связаны с интеллектуальной деятельностью.

Зрительная логика
Эта способность позволяет определить наличие пространственного и образного мышления. Умение отчетливо и всесторонне представлять себе трехмерные объекты при наличии ограниченной двухмерной информации. Это краеугольный камень для понимания чертежей, планов и взаимного расположения объектов в пространстве, и эту способность саму по себе используют в работе чертежники, конструкторы, скульпторы, инженеры, парикмахеры, фотографы и дизайнеры.

Абстрактная логика
Такое качество помогает оценить насколько хорошо вы «видите» абстрактную информацию и находите в ней смысл. Это способность логически рассуждать, строить и понимать высказывания, она является ключевой для профессий связанных с наукой, юриспруденцией, журналистикой, аналитикой.

Внимание
Это способность быстро и с большой тщательностью выполнять однообразную, рутинную работу, умение концентрироваться на выполнении задания даже в стрессовых ситуациях, это оценивает навыки самоконтроля и самоорганизации. Внимательность – одна из немногих способностей, которую можно развить на практике. Необходима в деятельности, связанной с контролем качества, при выполнении работы требующей точности и концентрации внимания.

Узнайте свои способности и используйте эту информацию для более эффективного развития своей карьеры!

Запись опубликована в рубрике Психология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *