Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Как избавиться от рассеянности и невнимательностиСейчас попробуем то, что у некоторых вызовет усмешку недоверия, а другие назовут ерундой. Отлично! Вспоминаем, что нейробика исключает слово «никогда», и попробуем. По крайней мере у вас будут новые впечатления, а значит, в мозгу появятся новые связи. Чтобы избавиться от рассеянности, я предлагаю вам заинтересоваться чем-нибудь. Но только очень-очень заинтересоваться. Для этого выберите какую-нибудь тему. Лучше, если это будут предметы, например ирландская вышивка, или флаги разных стран, или, например, фотоаппараты, или марки, — что-нибудь, что можно разглядывать и сравнивать. Женщинам очень подойдет их естественная среда — модная одежда, мужчины могут сосредоточиться на футбольных клубах или марках машин.

Словом, каждый может выбрать что-то, во-первых, близкое ему по жизни, а во-вторых, полезное. Один мой знакомый, увлекшись разделом внимания нейробики, сосредоточился на собственной специальности. Через пару месяцев вдруг неожиданно стал ведущим специалистом и все удивлялся, как это он так сумел. Я тоже по удивлялся вместе с ним, а потом посоветовал следующий курс развития внимания посвятить себе и собственным качествам. Как-нибудь я расскажу вам, что из этого получилось.

Итак, выбираем тему или сферу того, чему мы будем уделять направленный интерес. И начинаем. Идем по улице и отмечаем марки машин (если это наша тема), те марки, что не знаем, выясняем в каталогах, у знакомых, в Интернете. И так не меньше трех недель (21 день). Больше можно, меньше — нет. Особо рассеянным школьникам позвольте поставить эксперимент с особо противным школьным предметом. Все, что ни попадается на пути, относящееся к невыносимо скучной биологии (алгебре, музыке, русскому языку — нужное подчеркнуть или дописать), отмечаем, запоминаем, складываем в нейробическую копилку внимания. Выдохнуть можно через три недели. После двух суток отдыха оцените результаты. Они вас потрясут.

Так мы избавляемся от рассеянного внимания — учимся задерживать в сите нужные знания. После трех-четырех подходов направленного интереса к разным темам внимание приучается освещать тот участок мира, который вас сейчас интересует, изучать его, ничего не упуская, и классифицировать нужные знания и предметы.

Как невыразимо вдруг преображаются некоторые невнимательные к себе люди. А какими, оказывается, внимательными могут быть некоторые черствые и рассеянные граждане! И сколько потерянных вещей находится при направленном интересе к собственной всего-то трехкомнатной квартире. Я уже не говорю о географии, блюдах из фасоли, джазе или точном времени. Волшебная штука это внимание и очень увлекательная. Открытие следует за открытием.

Но обратимся ко второй проблеме — разбросанному вниманию. От этой беды отлично помогает интерес к мелочам. Разбросанное внимание перескакивает с одного предмета на другой, перелетает как мотылек, не успевая как следует остановиться на том, к чему его призывают. Сообразительный, но непоседливый ребенок через секунду меняет математику на литературу. Так вот, ставим себе опять рубеж в 21 день и задачу. На какой бы предмет или тему ни оказалось направленным наше внимание, удерживаем его до тех пор, пока оно не отметит семь мелочей.

Хвастается вам жена новыми туфлями? Так… а за окном снег идет… Стоп. Возвращаемся к туфлям: 1) красные (неужели она будет носить красную обувь?!); 2) на шпильке (как на такой ходят?); 3) остроносые (забавно); 4) дорогие, наверное (поинтересоваться, эта мелочь вам важна!); 5) блестящие; 6) начинаются трудности… туфли как туфли… (О! Спросить, к какому платью!); 7) (триумф внимания!) отметить, что итальянские, увидев надпись на коробке под табуретом.

Не спорю, этот тренинг несколько замедляет темп жизни в первые дни. Дети начинают застывать перед предметами, и женщинам затруднительно делать покупки. Но надо отметить, что именно женщины очень быстро обучаются проявлять интерес к мелочам и вскоре доводят этот навык до совершенства. Тем, кто справился с легким напряжением в мозгу меньше чем за четыре дня, рекомендую усложнить тренировку и, например, не только проявлять интерес к мелочам, но и находить не менее 5 связей между привлекшими внимание предметами. (На совещаниях и ответственных встречах усложненный вариант очень помогает, если не доводить его до абсурда. Например, если вы найдете связь между нервно потушенной сигаретой одного партнера и заминкой в речи другого, вас это наведет на мысли.)

Итак, все, чем мы с вами занимаемся в разделе «Внимание», относится к тренировке и управлению вниманием произвольным. Оно характеризуется объемом, интенсивностью, устойчивостью, а также колебаниями и переключаемостью.

После того как вы натренировались удерживать во внимании столько подробностей, сколько вам нужно, так долго, как нужно, и с необходимой яркостью впечатлений, поработайте над скоростью переключения с одного предмета на другой. Если в вашей семье или среди коллег не только вы увлечены нейробикой, очень полезно попробовать вести беседу сразу на несколько тем, перескакивая с одного предмета на другой, но при этом по возможности не теряя нити разговора, остроумия, связности и полезности.

В одном офисе молодые сотрудники тренировались таким образом и, чтобы повысить степень азарта, каждому сбившемуся предлагали выпить стакан воды. Они свидетельствуют, что после двух месяцев тренировки вся команда дружно мучилась от жажды три часа.

Ну а кроме того, внимание бывает непроизвольным, пассивным. Наш мозг фоном отмечает все, что с нами и в нас происходит. Это тоже чрезвычайно полезная функция внимания. Работает она сама по себе. Здесь основная задача — научиться потом «вынимать» из мозга записанную в пассивном режиме информацию. Но это приемы тренировки, связанные скорее не с вниманием как таковым, а с памятью. О ней мы будем говорить в следующей главе.

Что еще в нашей жизни помогает мозгу четко работать с вниманием?

Да простые житейские условия:

• Ваше нормальное физическое и психическое состояние, без недомоганий и стрессов.

• Ясные планы, четкая организация работы (благоприятные внешние и внутренние условия).

• Четкая постановка целей: если вы знаете, чему уделять внимание, проблем с ним у вас намного меньше.

• При любой работе сочетание умственных действий с физическими — тело помогает мозгу. Они друзья и даже близкие родственники (конспектируйте при чтении, дирижируйте, слушая музыку, поиграйте лицом в трудной ситуации на дороге…).

Запись опубликована в рубрике Полезные советы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *